Растворимая форма молекулы межклеточной адгезии-1 и эндотелин – неспецифические маркеры эндотелиальной дисфункции при гестозе

Макулова М.В., Чепанов С.В., Соколов Д.И., Сельков С.А.

1ФГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова Минздрава России; 2ФГБУ Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта СЗО РАМН, Санкт-Петербург
Цель исследования. Изучить взаимосвязь между содержанием эндотелина и молекулы адгезии sICAM-1
и степенью тяжести клинических проявлений гестоза.
Материал и методы. Обследованы 113 беременных женщин, из них 30 – с физиологическим течением беременности, 30 – с гестозом легкой, 32 – с гестозом средней и 21 – с гестозом тяжелой степени. У всех беременных определяли содержание эндотелина и sICAM-1 в периферической крови с использованием коммерческих тест-систем «Endothelin (1-21)» фирмы Biomedica (Австрия) и «Human sICAM-1»
фирмы Bender MadSystem GmbH (Австрия).
Результаты. Установлено взаимосвязанное повышение концентрации sICAM-1 и эндотелина в сыворотке крови при беременности, осложненной гестозом, в сравнении с физиологическим ее течением. Выявлена связь между уровнем sICAM-1 и эндотелина и степенью тяжести клинических проявлений гестоза.
Заключение. Определение концентрации молекулы адгезии sICAM-1 и эндотелина может быть использовано для уточнения степени тяжести гестоза.

Ключевые слова

гестоз
эндотелиальная дисфункция
эндотелин
молекулы адгезии
sICAM-1

Гестоз – это системный синдром, характеризующийся протеинурией, гипертензией и отеками, часто осложняющийся почечной недостаточностью, отеком легких и коагулопатией. Частота гестоза колеблется в разных странах от 2 до 21% всех беременностей [1–5]. В настоящее время не существует эффективных методов диагностики и прогнозирования течения гестоза на ранней его стадии, а также достоверных лабораторных маркеров для оценки степени его тяжести [6].

Системная эндотелиальная дисфункция является начальным звеном патогенеза гестоза и приводит к развитию его основных клинических проявлений и полиорганной недостаточности [7]. Эндотелий сосудов представляет собой однослойный специализированный пласт клеток, выстилающих внутреннюю поверхность стенки сосудов и выполняющих барьерную, транспортную, метаболическую и эндокринную функции. Эндотелий регулирует процессы агрегации тромбоцитов и свертывания крови, изменение тонуса сосудистой стенки и артериального давления, состояние микроциркуляции и иммунных реакций организма посредством синтеза регуляторных субстанций [2]. Клетками эндотелия секретируются вазоактивные вещества (оксид азота, эндотелин-1, ангиотензин-II, протромбоксан и др.), про- и антикоагулянты (простациклин, тромбомодулин, гепариноподобный гликозаминогликан, тканевой активатор плазминогена, фактор Виллебранда и др.), факторы роста (эндотелиальный фактор роста, гепариноподобные ингибиторы роста и др), медиаторы воспаления (интерлейкин-1, интерлейкин-6 и др.), ферменты (ангиотензинпревращающий фермент) [8]. В физиологических условиях баланс продукции факторов эндотелием сдвинут в сторону поддержания вазодилатации за счет постоянного высвобождения базального уровня оксида азота. Поврежденные же клетки эндотелия секретируют в значительных количествах биологически активные вещества, почти не синтезируемые в физиологических условиях, такие как эндотелин-1, секреторные варианты молекулы межклеточной адгезии (sICAM-1) и сосудистой молекулы клеточной адгезии (sVCAM-1), sЕ-селектин и др. [3, 4, 9, 10].

Эндотелин – это трансмембранный гликопротеин, экспрессирующийся на мембране клеток синцитиотрофобласта и эндотелиальных клетках [10, 11]. Растворимый эндотелин является одним из наиболее сильных известных вазоконстрикторов, вырабатываемых поврежденными клетками эндотелия [3, 12, 13]. Увеличение продукции свободных радикалов в эндотелии при гестозе провоцирует высвобождение эндотелина и вазоспазм, что приводит к повышению общего периферического сопротивления сосудов на 50% в большом круге кровообращения и на 130% – в малом, и как следствие, к развитию артериальной гипертензии. Кроме того, эндотелин повышает продукцию цитокинов, снижает маточно-плацентарный кровоток, вызывает гемоконцентрацию и протеинурию [3, 9].

Молекула клеточной адгезии ICAM-1 представляет собой гликопротеин, экспрессируемый на поверхности клеток разного типа активированными клетками эндотелия, эпителиальными клетками, фибробластами, митоген-стимулированными Т-клетками, дендритными клетками. Экспрессия молекулы ICAM-1 фибробластами и эндотелиальными клетками индуцируется медиаторами воспаления, такими как интерлейкин-1, фактор некроза опухоли-α и интерферон-γ [14]. Молекулы ICAM-1 контролируют адгезию лейкоцитов к поверхности эндотелия, формирование иммунного воспаления и развитие васкулопатии [9, 15]. Также ICAM-1 играет важную роль в формировании контакта тромбоцитов с поврежденным эндотелием и способствует тем самым повышенному тромбообразованию [9]. Растворимая форма ICAM-1 – секреторный вариант ICAM-1 (sICAM-1) образуется в результате протеолитического расщепления мембранной формы ICAM-1.

Уровень sICAM-1 в крови возрастает при различных заболеваниях – аллергических, аутоиммунных, инфекционных, воспалительных. При этом сведения о содержании sICAM-1 в сыворотке крови у беременных женщин неоднозначны.

Определение уровня sICAM-1 и эндотелина в сыворотке крови у беременных может иметь прогностическую ценность для диагностики развития и уточнения степени тяжести гестоза, отражая выраженность процессов активации эндотелия.

Целью проведенного нами исследования был анализ взаимосвязи между содержанием эндотелина и молекулы адгезии sICAM-1 и степенью тяжести клинических проявлений гестоза у беременных женщин.

Материал и методы исследования

В исследование были включены 113 беременных женщин, находившихся на лечении в институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта, из которых в основную группу вошли 83 беременные женщины с гестозом, а в группу контроля – 30 женщин с физиологическим течением беременности. Пациентки основной группы были разделены на 3 подгруппы: подгруппу 1 составили беременные с гестозом легкой степени тяжести (n=30), подгруппу 2 – с гестозом средней степени тяжести (n=32), подгруппу 3 – с гестозом тяжелой степени (n=21). Все обследованные женщины имели одноплодную беременность и не имели тяжелой соматической патологии, инсулин-зависимого сахарного диабета, острых хронических инфекционных и аутоиммунных заболеваний или их обострения.

Возраст пациенток в группах колебался от 22 до 44 лет, средний возраст составил 31,0±5,0 года. Средний возраст женщин основной группы составил 31,7±5,1 года, контрольной группы – 31,0±5,0 года.

Всем беременным проводилось общее клинико-лабораторное обследование, балльная оценка степени тяжести гестоза с использованием шкалы, модифицированной акад. РАМН Г.М. Савельевой с соавт. [16]. Также у всех обследованных женщин определяли содержание sICAM-1 и эндотелина в периферической крови методом твердофазного иммуноферментного анализа с использованием коммерческих тест-систем «Endothelin (1-21)» фирмы Biomedica (Австрия) и «Human sICAM-1» фирмы Bender MadSystem GmbH (Австрия) в соответствии с протоколами, рекомендованными производителем. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Statistica v. 7.0, с применением критерия Шапиро–Уилка, рангового дисперсионного анализа Краскела–Уоллиса, медианного теста, критерия Спирмена. Данные в статье представлены в виде: медиана [верхний квартиль; нижний квартиль].

Результаты исследования

Концентрация sICAM-1 в сыворотке крови обследованных беременных с физиологическим течением беременности составила 291,6 нг/мл [228,7; 359,4] (рис. 1). У беременных с гестозом содержание sICAM-1 было выше, чем в группе контроля, и составило 318,9 нг/мл [271,4; 435,5] (p<0,05). При этом отмечалось нарастание данного показателя с увеличением степени тяжести гестоза (p<0,05). Так, при гестозе легкой степени концентрация sICAM-1 в сыворотке крови составила 257,1 нг/мл [238,8; 287,4], при гестозе средней степени – 347,7 нг/мл [314,1; 413,5] и при тяжелом гестозе – 380,4 нг/мл [303,2; 443,9].

При анализе взаимосвязи между содержанием sICAM-1 в сыворотке крови при гестозе и степенью тяжести его клинических проявлений была выявлена средней силы положительная связь (критерий Спирмена=0,70; p<0,05).

Достоверных различий концентраций эндотелина в сыворотке крови в разных группах выявлено не было (р>0,05) (рис. 2). Однако его содержание при гестозе (3,100 fmol/l [2,322; 3,630]) было выше, чем при физиологической беременности (2,995 fmol/l [2,772; 3,454]). Концентрация эндотелина в сыворотке крови также увеличивалась с нарастанием степени тяжести гестоза: 2,900 fmol/l [2,189; 3,359] – при гестозе легкой степени, 2,992 fmol/l [2,300; 3,124] – при гестозе средней степени, 3,405 fmol/l [2,763; 4,086] – при тяжелом гестозе.

При анализе взаимосвязи между уровнем эндотелина в сыворотке крови при гестозе и степенью тяжести его клинических проявлений была выявлена слабой силы положительная связь (критерий Спирмена=0,47; p<0,05).

Также была выявлена средней силы (критерий Спирмена=0,54; p<0,05) положительная связь при гестозе легкой степени и высокой силы (критерий Спирмена=0,81; p<0,05) положительная связь при гестозе средней и тяжелой степеней между повышением уровня молекулы sICAM и повышением уровня эндотелина в сыворотке крови.

Обсуждение

Залогом успешного течения гестационного процесса, нормального внутриутробного развития плода и благоприятного исхода родов являются успешная имплантация и адекватное функционирование плаценты.

Ангиогенные факторы, такие как растворимая Fms-подобная тирозинкиназа-1, сосудистый эндотелиальный фактор роста-1 и 2, плацентарный фактор роста и растворимый эндотелин, определяют нормальную васкуляризацию плаценты [4, 7–9, 11]. Нарушение механизмов контроля ангиогенеза приводит к гипертензии, повышению проницаемости сосудистой стенки, проявляющейся протеинурией, и нарушению экспрессии эндотелием факторов свертывания крови [4, 7, 11]. Гипоксия ткани плаценты, появляющаяся в результате нарушения инвазии трофобласта, вызывает развитие оксидативного стресса, активацию апоптоза клеток плаценты и некроза, приводя в итоге к системной эндотелиальной дисфункции и чрезмерному воспалительному ответу [4, 7, 11, 14, 17].

В разных исследованиях показано, что плацента является источником циркулирующих воспалительных цитокинов при гестоза [4, 13]. Так, отмечено повышение уровня сывороточного интерферона гамма, моноцитарного хемотаксического протеина, молекул sICAM-1 и sVCAM-1 и снижение уровня интерлейкина-10 по сравнению со здоровыми беременными [6, 11].

Роль sICAM-1 как маркера заболеваний доказана для большого числа различных патологических состояний: аллергического воспаления, инфекций, опухолевых заболеваний, состояний после трансплантации органов и тканей, инсулинзависимого сахарного диабета. В настоящее время изучается роль молекул межклеточной адгезии при гестоза. Так, И.С. Сидорова с соавт. в ходе исследований выявили достоверное повышение sICAM-1 при развитии гестоза, а также при увеличении степени тяжести [6]. Р.В. Капустин с соавт. выявили повышение sICAM-1 в сыворотке крови беременных при диабете беременных [18]. По данным некоторых авторов уровень sICAM-1 повышается за 3–15 недель до развития клинических симптомов гестоза [3].

Растворимый эндотелин действует как потенциально анти-ангиогенный фактор, конкурентно связываясь с рецептором трофобластического фактора роста-β1, влияющим на продукцию оксида азота, вазодилатацию и формирование капилляров клетками эндотелия [4, 11]. В разных исследованиях показано повышение уровня растворимого эндотелина в дебюте развития гестоза и на ранних сроках гестации ретроспективно [2, 11]. J.P. Granger et al. выявили повышение концентрации эндотелина-1 в крови при гестозе в 2–3 раза по сравнению с физиологической беремен­ностью [3]. М.П. Фомина с соавт. в ходе своего исследования также отметили повышение уровня эндотелина-1 при гестозе в 1,7 раза (р<0,05), а также повышение его содержания на сроке 18–22 недели беременности в 1,3 раза (р>0,05) и среднюю степень корреляции данного показателя с развитием гестоза у обследованных пациенток [9]. Р.В. Капустин с соавт. и И.А. Блощинская также указывают в своих работах на достоверное повышение уровня эндотелина-1 у беременных с гестозом как в третьем, так и во втором триместрах беременности (р<0,05) [2, 18]. Однако повышение концентрации эндотелина также ассоциируется с другими состояниями при беременности, что снижает специфичность этого маркера [10, 11].

Поэтому ряд исследователей считает ценным значения эндотелина как маркера гестоза при определении его в сочетании с другими про- и анти-ангиогенными факторами [11].

Проведенное нами исследование показало, что содержание sICAM-1 и эндотелина в сыворотке крови выше при гестозе в сравнении с физиологическим течением беременности. Также выявлена взаимосвязь между степенью повышения концентрации данных молекул и степенью тяжести гестоза. Кроме того, отмечено взаимосвязанное изменение содержаний sICAM-1 и эндотелина при гестозе.

Заключение

На основании результатов проведенного нами исследования можно предположить возможным использование определения концентрации sICAM-1 и эндотелина в сыворотке крови беременных для объективизации оценки степени тяжести гестоза и прогнозирования его дальнейшего течения, а также для последующей оценки эффективности проводимой терапии.

Список литературы

  1. Айламазян Э.К., Кулаков В.И., Радзинский В.Е., Савельева Г.М., ред. Акушерство. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009: 443-63.
  2. Блощинская И.А. Роль основных вазоактивных факторов сосудистого эндотелия в развитии гестоза. Российский вестник акушера-гинеколога. 2003; 4: 7-10.
  3. Granger J.P., Alexander B.T., Llinas M.T., Bennet W.A., Khalil R.A. Pathophysiology of hypertension during preeclampsia linking placental ischemia with endothelial dysfunction. Hypertension. 2001; 38: 718-22.
  4. Poston L. Endothelial dysfunction in pre-eclampsia. Pharmacol. Rep. 2006; 58: 69-74.
  5. Powe C.E., Levine R.J., Karumanchi S.A. Preeclampsia, a disease of the maternal endothelium: the role of antiangiogenic factors and implications for later cardiovascular disease. Circulation. 2011; 123(24): 2856-69.
  6. Сидорова И.С., Зарубенко Н.Б., Гурина О.И. Маркеры дисфункции эндотелия в оценке степени тяжести гестоза и эффективности терапии беременных, страдающих этим осложнением. Российский вестник акушера-гинеколога. 2012; 1: 8-12.
  7. Alladin A.A., Harrison M. Preeclampsia: systemic endothelial damage leading to increased activation of the blood coagulation cascade. J. Biotech. Res. 2012; 4: 26-43.
  8. Vladareanu A.-M., Andrei C., Onisai M., Vasilache V., Bumbea H., Vladareanu R. The endothelial-platelet dysfunction in preeclampsia. MÆDICA J. Clin. Med. 2007; 2(3): 214-21.
  9. Фомина М.П., Дивакова Т.С., Ржеусская Л.Д. Эндотелиальная дисфункция и баланс ангиогенных факторов у беременных с плацентарными нарушениями. Медицинские новости. 2014; 3: 63-7.
  10. Чернявская Т.К. Современные подходы к диагностике и коррекции эндотелиальной дисфункции у пациентов с артериальной гипертонией. Лечебное дело. 2013; 2: 118-27.
  11. Petla L.T., Chikkala R., Ratnakar K.S., Kodati V. Biomarkers for the management of pre-eclampsia in pregnant women. Indian J. Med. Res. 2013; 138: 60-7.
  12. Попова А.А., Маянская С.Д., Маянская Н.Н., Березикова Е.Н., Хидирова Л.Д. Артериальная гипертония и дисфункция эндотелия (часть I). Вестник современной клинической медицины. 2009; 2(2): 41-6.
  13. Соколов Д.И., Сельков С.А. Иммунологический контроль формирования сосудистой сети плаценты. СПб.: Н-Л; 2012. 208 с.
  14. Сидорова И.С., Зарубенко Н.Б., Гурина О.И. Маркеры дисфункции эндотелия при гестозе. Российский вестник акушера-гинеколога. 2010; 5: 24-7.
  15. Петухов В.А. Эндотелиальная дисфункция: современное состояние вопроса (по материалам научного симпозиума). Хирургия, приложение к журналу Consilium medicum. Приложение: Хирургия. 2008; 1: 3-11.
  16. Савельева Г.М. ред. Акушерство. Учебник. М.: Медицина; 2000: 405-28.
  17. Var A., Yildirim Y., Onur E., Kuscu N.K., Uyanik B.S., Goktalay K., Guvenc Y. Endothelial dysfunction in preeclampsia. Gynecol. Obstet. Investig. 2003; 56: 221-4.
  18. Капустин Р.В., Аржанова О.Н., Соколов Д.И., Чепанов С.В., Сельков С.А. Оценка концентрации эндотелина-1 и sICAM-1 в плазме крови у беременных с гестационным сахарным диабетом. Акушерство и гинекология. 2013; 5: 36-41.

Об авторах / Для корреспонденции

Макулова Мария Владимировна, аспирант кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова Минздрава России.
Адрес: 197022, Россия, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6/8. E-mail: makulovaMV@gmail.com
Чепанов Сергей Владимирович, врач клинической лабораторной диагностики лаборатории иммунологии ФГОУ НИИ АГ им. Д.О. Отта СЗО РАМН.
Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 3. E-mail: chepanovsv@gmail.com
Соколов Дмитрий Игоревич, д.м.н., в.н.с. лаборатории иммунологии ФГОУ НИИ АГ им. Д.О. Отта СЗО РАМН.
Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 3. E-mail: falcojugger@yandex.ru
Сельков Сергей Алексеевич, д.м.н., профессор, зав. лабораторией иммунологии ФГОУ НИИ АГ им. Д.О. Отта СЗО РАМН.
Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 3. E-mail: selkovsa@mail.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.